В Волгоградской области пасмурно, идут дожди, на дорогах непросыхающие лужи… А ведь по календарю ещё лето, и хочется тепла и солнечных дней. Поэтому и возникло желание хотя бы на день вырваться из плена непогоды – решено, мы едем в Элисту! В город, который меняет привычное представление о культуре, архитектуре, религии и отношению к жизни. Город, где невозможно пройти и 100 метров, чтобы не встретить какой-нибудь памятник или скульптуру. Город, который ещё 20 лет назад был ничем не примечательной, серой и унылой столицей Республики Калмыкия. Город с настолько слабым автомобильным движением, что светофоры есть только в центре, все их можно пересчитать по пальцам, и они даже обозначаются на картах. Со мной едет небольшая семья из трех человек – папа, мама и дочка 10 лет. Изначально мы с Алексеем планировали двухдневную поездку в Щербаковский природный парк, но в связи с погодными условиями я предложил ему немного поменять планы и отправиться в Элисту. Выезжаем достаточно рано – в 7 часов. Хотелось приехать в Элисту как можно раньше, чтобы провести как можно больше времени засветло. Достаточно быстро проезжаем Волгоград, сворачиваю на трассу, ведущую в Элисту, и теперь уже остается только держать руль и жать на педаль – дорога по большей части хорошая, прямая, но тоже с ловушками. Проехав несколько населенных пунктов с оригинальными названиями типа «Дубовый овраг» и «Цаца», въезжаем в Республику Калмыкия!
На постаменте изображены сайгаки – народные животные Калмыкии, виднеется флаг России и Калмыкии в виде золотисто-желтого прямоугольника, в середине которого изображен голубой круг с белым цветком лотоса, состоящим из девяти лепестков. Желтое полотно флага, так же как и цвет герба, означает вероисповедание народа, цвет его кожи, залитую солнцем республику. Голубой круг, в котором изображен белый лотос, означает дорогу к светлому будущему, к процветанию, благополучию и счастью народов Калмыкии. Немного огорчают нецензурные надписи на телах сайгаков – неужели люди не уважают свою культуру и историю? С другой стороны начинается Волгоградская область – место ожесточенных боев в период Великой отечественной войны, а затем возрождения города-героя из руин. Поэтому и символика – соответствующая.
За оставшийся путь останавливаемся только раз или два. А вот сбрасывать скорость периодически приходится – на дороге идет ремонт и перед участками с идеально ровным асфальтом стоят знаки 40. Глупо, абсурдно и нелепо, но еду со скоростью около 40 км/ч до конца отремонтированной дороги, и не зря – периодически встречаются мужчины в форме и с радарами, стоящие на обочине. Почти обо всех был предупрежден встречными машинами, и сам старательно моргал, проехав очередную засаду. По сложившейся традиции за всё время путешествия ни разу остановлен не был, хотя и был не очень приятный случай, связанный с сотрудниками ДПС. На въезде в город останавливаемся у памятника воинам 28-й Армии, освободившим Элисту. Комплекс памятника состоит из танка Т-34 и стелы с текстом об истории освобождения города от немецко-фашистских войск, которое началось с этого места и завершилось в новогоднюю ночь 1942/43 годов.
Следующая остановка рядом – на постаменте возвышается памятник «Золотой всадник», посвященный герою народного эпоса «Джангар». Скульптура памятника покрыта сусальным золотом, под памятником виднеется надпись «400 лет» – в этом году Калмыкия отмечает 400-летие со дня добровольного вхождения в состав Российской империи.
Также наше внимание привлекает памятник «Джангар» – 10-метровый памятник эпическому богатырю из Бумбы – страны бессмертных.
Напротив – Верховный суд Республики Калмыкия
На следующей площади стоит памятник генералу О. И. Городовикову. В честь генерал-полковника, Героя Советского Союза Оки Ивановича Городовикова в 1971 году был назван город Городовиковск (бывший поселок Башанта). Родом он был из станицы Платовской Сальского округа Войска Донского. В годы Первой мировой войны служил казаком, был награждён Георгиевским крестом. В годы Великой Отечественной войны занимался вопросами подготовки кавалерийских частей Красной Армии и непосредственно участвовал в боях, командуя крупными кавалерийскими соединениями.
И, наконец, проехав пару перекрестков, мы останавливаемся у самой главной достопримечательности Элисты – огромный хурул (буддийский храм) «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Он был построен на месте завода железобетонных изделий и открыт в 2005 году. Главный храм Гол-сюме высотой 51 метр расположен на семиметровом возвышении так, что его видно из разных уголков города. Это самый большой буддийский храм в Европе и России.
Здание имеет семь уровней. На первом этаже конференц-зал на 460 мест и библиотека с читальным залом, на втором – молельный зал на полторы тысячи мест, на третьем – выставочный зал и отдельные комнаты для приёма, на четвертом – комнаты для монахов, на пятом – резиденция Далай-ламы XIV, шестой этаж технический, на седьмом – помещения для специальных обрядов.
По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров небольшими статуями. С каждой стороны света в ограде есть ворота, но открыты только северные и южные, и большинство посетителей заходит через южные ворота. Объясняется это тем, что ещё с древности у калмыков был обычай обращать своё жилище входом на юг.
Перед входом в здание находится скульптура Белого старца – языческого покровителя калмыков и покровителя всего живого на Земле. Он дарит долголетие, богатство, счастье и семейное благополучие. Белый Старец для калмыков является символом чистоты и силы духа, благополучия и вечности, согласия и единства. Он помогает калмыкам побеждать врагов, преодолевать голод и болезни.
Лестницу, ведущую в храм, разделяет надвое каскад фонтанов с божеством богатства Куберой на самой вершине.
В буддийском храме существуют свои правила посещения. Обход храма, вращение молельных барабанов – кюрд совершается по часовой стрелке, запрещена фото- и видеосъёмка внутри храма, при входе необходимо снимать головные уборы и обувь. Заходим в храм, разуваемся, ставим обувь на специальные полочки. Пока мои спутники рассматривают сувениры в лавке, я общаюсь с приятной женщиной-экскурсоводом – Ириной Владимировной. Она ожидает с минуты на минуту приезжую группу, но поскольку группа задерживается, она соглашается провести экскурсию для нас. Заходим в главный зал (дугана), и, разумеется, наше внимание приковывает к себе величественная, крупнейшая в России 9-метровая статуя Будды Шакьямуни. Ее авторы – заслуженный художник РФ, скульптур Владимир Васькин и группа калмыцких художников. Видимые части тела – лицо, грудь, правое плечо с рукой – покрыты сусальным золотом. Внутрь статуи, согласно буддийским канонам, заложены священные предметы – мантры, молитвы, драгоценности, благовония, пригоршни земли из всех районов республики, произрастающие на калмыцкой земле злаки и растения.
Стены расписаны изображениями различных божеств, также здесь находится полное монашеское одеяние Далай-ламы XIV. Как я уже упоминал, фотографирование внутри хурула запрещено, а слова неуместны для описания всего этого великолепия. А вкупе с интересной экскурсией, посещение этого места запомнится очень надолго. Увлекательный рассказ экскурсовода ненадолго прерывает свадебная процессия из жениха и невесты, которые пришли в храм за благословением Будды. От лица всей группы экскурсовод вручает им наилучшие пожелания и продолжает своё повествование. Затем спускаемся на первый этаж. Здесь находится конференц-зал, в котором три раза в неделю читают лекции по основам буддизма доктора буддийской философии. Потом проходим в библиотеку. Помимо свитков с мантрами и священными книгами, здесь также находятся компьютеры, подключенные к интернету, библиотека оснащена по последнему слову техники. Ирина Владимировна доводит нас до музея и на этом прощается и покидает нас. Сердечно благодарим её и заходим в музей истории буддизма с уникальными масками, предназначенными для мистерии цам, архивными фотографиями и предметами старинного искусства.
У выхода из музея также находится статуя Будды Шакьямуни.
Голова переваривает всю полученную информацию, для облегчения этой задачи выходим на открытый воздух и прогуливаемся рядом с храмом. Большой круг вокруг хурула образуют пагоды, внутри каждой из них восседает Великий деятель буддийского учения древней Индии. Всего – 17 пандитов, 17 святых, каждый из которых внес огромнейший вклад в распространение слова Будды.
Малый круг образуют 108 молитвенных барабанов. На входе в храм стоят статуи львов с характерной зеленой гривой.
Рядом расположена стилизованная кибитка, в которой мои спутники пробуют кумыс, я не рискую – всё-таки напиток алкогольный, а ещё предстоит дорога обратно. Здесь же можно примерить национальную калмыцкую одежду, что Алексей с удовольствием и делает.
Наверное, отдельное слово стоит сказать про погоду. Несмотря на то, что было солнечно, было мало тучей и совсем не было осадков, дул пронизывающий ветер и из-за этого было всё-таки прохладно, даже прохладней, чем в сырой и промокшей Волгоградской области. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий